Что делать, если ребенок не говорит первое слово: когда это должно произойти

РебенокВ семье появился новый человечек. С самого своего рождения он окружен заботой и вниманием любящих его людей. Любящие родители ловят каждый жест и звук своего бесценного сокровища. И с нетерпением, замиранием сердца ждут первого слова малыша.

Периоды развития речи малыша

Молодая мама перечитает кучу литературы, посетит не один десяток сайтов и форумов, посоветуется со всеми вокруг, чтобы доказать всему миру, что ее дитя самое уникальное на свете. А если чадо не выполняет «программу минимум» по произнесению своего первого слова, то вся родня – мама, папа, бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д. – кинутся на поиски чудо-врача логопеда-невропатолога-психолога. Давайте же посмотрим на эту ситуацию здраво:

  • во-первых, ваш ребенок никому ничего не должен;
  • во-вторых, нет единого мнения о сроках возникновение активной речи у детей;
  • в-третьих, очень многое зависит от индивидуальных особенностей крохи, среды, в которой он находится, и окружающих его людей.

Один малыш начнет произносить первые звуки и слоги очень рано и будет постепенно и равномерно продвигаться в своем развитии, а другой может до двух лет оставаться «молчуном», а затем обгонит и перегонит в красноречии своих сверстников.

Читайте также: Как и когда лучше малыша приучать к горшку

Подготовительный период

Этот период начинается с первых минут появления вашей малютки на свет. Крик, плач, гуление – это первые попытки общения малыша с внешним миром. На любые звуки своего чада надо обязательно откликаться. Ведь только так он может передать свою боль, чувство дискомфорта, холода, голода, хорошее настроение. Именно в этот период начинается речь ребенка. Это наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития маленького человека. Недаром из поколения в поколения передаются колыбельные песни, успокаивающие и убаюкивающие малыша. Ни одно аудио воспроизведение не заменит маминого голоса.

Период повторяющихся слогов

Этот период начинается примерно с 6-8 месяцев. В этом возрасте малыш начинает произносить слоги, многократно их повторяя (ма-ма, ба-ба, да-да). В его речи появляется интонация, она обретает смысл. Это и считают первым словом крохи. И не всегда оно бывает «мама». Вслед за слогами у ребенка начинает получаться произносить простые слова и местоимения (дай, я, бах).

Период формирование предложений

С двухлетнего возраста маленький человечек начинает свою активную речевую деятельность. Он произносит предложения, отвечает на вопросы, копирует речь взрослых. Речь ребенка становится осознанной.

Существует две формы развития речи ребенка – активная и пассивная:

  • активная форма – это непосредственное развитие речевого аппарата малыша, произнесение им звуков, слогов, слов, предложений;
  • пассивная форма – это понимание речи окружающих людей. Малыш активно реагирует на ваши слова, выполняет просьбы (иди ко мне, дай, открой ротик). Пассивная форма начинается раньше, развивается быстрее и опережает активную иногда на несколько месяцев. Поэтому так важно разговаривать с малышом. От вашего общения зависит его речевая активность и мышление. Чем больше вы будете общаться с малышом, тем быстрее пассивная форма перейдет в активную.

Причины задержки речевого развития детей

Существует множество причин задержки развития речи у детей. Мы рассмотрим самые распространенные:

  • недостаток общения. Для развития речи ребенку необходимо общаться. Если мама считает, что ее кроха еще ничего не понимает, и разговаривать с ним не имеет смысла, то, скорее всего, этот малыш очень поздно заговорит, так как у него медленно идет и пассивное, и активное развитие речи;
  • однообразность впечатлений. Малышу для гармоничного развития необходима смена обстановки, общение с окружающим миром, новые эмоции;
  • множество запретов. Маленький человек познает окружающий мир и примеряет к нему произнесенные вами слова. Ваши необоснованные запреты лишают его этой возможности. Даже разобранная игрушка помогает расширить мировоззрение и развить речевой аппарат;
  • нахождение в двуязычной среде. Если в семье малыша разговаривают на одном языке, а окружающие люди – на другом, это также способствует медленному речевому развитию ребенка. Зато потом у этих детей два названия одному предмету.

Как помочь ребенку в трудной науке овладения речью

Пока ваш кроха еще очень мал и его словарный запас ограничивается несколькими слогами, стимулируйте ее на разговор. Не надо по первому звуку бежать и выполнять любое желание малыша. Дайте ребенку несколько раз объяснить свою просьбу.

Рассматривайте вместе с ребенком картинки, предметы, комментируйте, сопровождайте действием (смотри какая киса, погладь ее).

Читайте малышу стихи, сказки. Побуждайте его договаривать концовку знакомых фраз.

Разговаривайте с вашим чадом как со взрослым, негромко, но четко и понятно произносите слова. Не сюсюкайте с ним. Это поможет сразу выработать правильную речь ребенка и привить природную грамотность.

Давно замечено, что дети, выросшие в больших семьях, раньше начинают говорить. У этих малышей нет недостатка общения и дефицита впечатлений. Откройте вашему крохе весь мир с его звуками, красками и вы увидите, насколько обогатится словарный запас вашего малыша.

Читайте также: Когда можно начинать гулять с новорожденным

Не нагружайте мозг вашего ребенка ненужной информацией. Давно уже ушло в лету мнение о том, что чем раньше научите малыша читать и считать, тем лучше. Мозг маленького человечка и так перегружен. Он познает окружающий мир. Для него все ново. Его словарный запас еще очень мал. Не забивайте голову малыша пока еще не нужной информацией. Всему свое время.

И самое главное – любите своего малыша. Только любовь и живое общение способствуют гармоничному развитию вашей крохи. Ни одна, даже самая супермодная аудио- или видеосистема не заменит родного маминого голоса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *