Как должен говорить ребенок к 3-м годам

РазговорКаждая мама чутко следит за развитием своего ребенка. Читает статьи, общается с другими мамами детей-сверстников, ищет информацию на форумах и тематических ресурсах. Любой ребенок индивидуален и развивается по своему сценарию, но общие возрастные нормы все-таки существуют. Они облегчают работу педиатрам, чтобы вовремя увидеть отклонения и скорректировать развитие. Ведь давно уже известно: чем раньше выявить, тем легче исправить.

Обычно педиатры делают скрининг, проверяют основные рефлексы и другие признаки роста и развития ребенка. Одним из признаков «нормального» развития ребенка в 3 года принято считать то, как он разговаривает. Нередко на прогулках мамы хвастаются, как рано стал говорить их малыш или как много слов уже может сказать.  Другие же мамы, чьи дети не так разговорчивы, начинают тревожиться и переживать, не отстает ли их ребенок в развитии? Но, как говорит известный педиатр доктор Комаровский, не ставьте диагнозов, не разобравшись до конца.

Давайте сначала рассмотрим вот те самые возрастные нормы устной речи для малышей.

Как должен говорить ребенок в 3 года:

  • правильно говорит «я» и «ты»;
  • редко, но все же использует слова во множественном числе (яблоки, кубики) и глаголы в прошедшем времени (съел, попил, погулял);
  • знает не меньше трех предлогов (на, под, в);
  • показывает и называет основные части тела (носик, глаза, уши);
  • словарный запас 800-1000 слов;
  • большинство из того, что говорит ребенок, понимается взрослым;
  • ребенок все чаще употребляет глаголы;
  • понимает и отвечает на простые вопросы, связанные с окружающей средой;
  • знает свое имя, пол, имена родителей;

Читайте также: Как в детский сад попасть без очереди

Если что-то одно из этого списка ребенок в 3 года не говорит или не делает, совершенно не означает, что надо бить тревогу. Понаблюдайте, отклонение на 1 или 2 месяца – это тоже норма. Если большинство пунктов все-таки затруднительны для ребенка в 3 года, то конечно, стоит выяснить, идет ли речь о задержках в развитии и их причины.

Что делать, если ребенок плохо говорит

  1. Убедиться, что ребенок действительно плохо говорит. Не просто хуже, чем его сверстник из песочницы, а именно плохо, так как не соответствует по большинству пунктов, указанных выше.
  2. Выяснить, хорошо ли ребенок слышит. Самая основная причина расстройства устной речи – это нарушение слуха. Если же ребенок хорошо отзывается на звуки, слышит и распознает их, реагирует на ваш голос, то проблем со слухом нет.
  3. Выяснить, нет ли других отклонений умственного и физического развития. Все ли действия, свойственные его возрасту, может сделать малыш.
  4. Пройти консультацию у участкового педиатра. И если ранее претензий к его развитию не было, то, возможно, и сейчас проблема скорее преувеличена. В любом случае доктор «считает» какие-то отклонения намного быстрее и объективнее, чем взволнованная мама.
  5. Если проблем со слухом нет, но ребенок плохо связывает звуки в слова, а слова в предложения, то уже без консультации невропатолога и назначенного им обследования мозга не обойтись. И именно в этом случае действует принцип «чем раньше, тем лучше».
  6. Если же ребенок не выговаривает какие-то конкретные буквы, то уместным будет посещение и логопеда, и невролога.

Как заниматься с ребенком с отставанием в речи

Если вы обратились к специалистам, они распишут вам все необходимые действия для устранения задержки речи. Но вы всегда можете дополнить своими занятиями с ребенком дома или в том случае, когда у медиков нет претензий и диагнозов. Помочь ребенку в 3 года с устной речью все-таки нужно, есть эффективные методики:

  • о пользе развитии мелкой моторики и пальчиковых упражнений написано много. Мы лишь повторим, что когда происходит стимуляция нервных окончаний, находящихся на подушечках пальцев, одновременно происходит воздействие и на речевой центр. Поэтому все, что связано с руками – это самые лучшие упражнения для развития речи. Лепка, рисование пальчиковыми красками, аппликации, даже простой массаж – это все простые, интересные и очень полезные для ребенка занятия;
  • методика Глена Домана, разработанная когда-то для детей-аутистов нашла свое применение и в раннем развитии здоровых детей. Попробуйте показывать ребенку картинки 5-10 минут в день, и вы расширите словарный запас;
  • логопедические карты. Организация общения с малышом по темам, нарисованным на рисунках (картах). Всегда реально превратить занятие в веселую игру и поощрять ребенка важными и интересными для него вещами (сладостями, вниманием мамы, улыбкой и т. д.);
  • в арсенале производителей детских развивающих игр можно отыскать подходящую именно вам и вашему ребенку игру, например, «Цветное домино», «Цветное лото», «Маленький художник» и т. д.

Читайте также: Как быстро выучить алфавит с ребенком

Самое главное, помнить, что любому ребенку нужна мамина любовь и забота, и именно благодаря им он сможет справиться со своими трудностями, как бы плохо он ни говорил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *